Белорус и белорусы: происхождение и краткая история народа
Многие считают, что русские и белорусы мало чем отличаются друг от друга. Да и археологические раскопки говорят о том, что около 500 года до н.э. земли, на которых находится современная Беларусь, заселили славянские племена, ставшие здесь впоследствии коренными жителями.
Содержание:
Происхождение белорусов согласно теориям археологов
Утверждение о том, что коренными жителями белорусских земель являются славяне, справедливо только с одной стороны. Существует несколько версий относительно происхождения белорусов.
Чтобы иметь представление о сложной, противоречивой и до сих пор неоднозначно трактуемой белорусской истории, стоит рассмотреть все эти версии подробнее. Ведь в каждой из них есть, что называется, своя правда…
Славянское влияние
По результатам археологических раскопок этнические сообщества на белорусской территории образовались в глубокой древности и имели три стадии развития:
- Древнейшую (доиндоевропейскую) – начиная с поселений первых племен на землях современной Беларуси и до III–II века до н/э;
- Балтскую – с III–II века до н/э и до середины I века н/э;
- Славянскую – с середины I века н/э и до сегодняшних дней.
Краткие сведения об этом сохранились лишь в «Повести временных лет». Но в том, что мигрировавшие славяне оказали существенное влияние на проживавшие здесь народы, у большинства ученых нет никаких сомнений. В результате раскопок были найдены вещественные признаки как славянской, так и балтской культуры.
Поэтому одни ученые считают, что произошла полная славянизация балтского населения с отслоением затем некоторой группы восточных славян, что привело к формированию белорусского языка и народности. Другие же уверены, что славяне, заселив новые территории, постепенно вытеснили почти все проживающие там балтские племена.
Заселение славянами белорусских земель
происходило медленно, постепенно приводя всё на них существующее к общему национальному и культурному фону. В результате народ тех времен, проживавший на территории современной Беларуси, представлял собой плавный переход от балтского типа к славянскому. До сих пор население западной Беларуси малоотличимо от населения Литвы, а восточной – от Украины и России.
Какую внешность имели белорусы, жившие до IX века, сегодня описать в точности не представляется возможным. Так как до принятия христианства на территории Беларуси существовал обряд сожжения покойников. И только начиная с IX века здесь стали появляться курганные и грунтовые могильники.
Тем не менее, ученые предполагают, что типичные белорусы того времени имели рост примерно 160–162 см, а вес – 60–65 кг, а типичные белоруски – 150–155 см и около 50 кг соответственно. Форма головы их была овальной и слегка вытянутой.
Не многое изменилось во внешности белорусов и в наши дни
Являясь представителями центрально-европейского типа европеоидной расы, белорусы мало чем-то отличаются от русских или украинцев, в полной мере являя собой портрет восточнославянского народа. У них, в основном, светлые волосы и кожа, правильные черты лица, смешанные оттенки глаз волос (темно-русые, светло- и темно-каштановые волосы, серый или зеленый цвет глаз). При этом, белорусы в генетическом плане крайне однородны и менее разнообразны, чем украинцы или русские.
У непосредственных представителей этого народа искренние улыбки, которые делают их еще привлекательнее и, в большинстве своем, чистые, детские души, что светятся в их мягком, немного застенчивом, но прямом и открытом взгляде…
Балтская теория
Сформирована она российским археологом, доктором исторических наук, профессором В. Седовым. Согласно этой теории, белорусский народ сформировался в ходе миксации и ассимиляции местных балтов с пришлыми славянами. Эту теорию называют еще «балтским субстратом» (от латинского substratum, — основа, подкладка), потому что именно балты в этногенезе белорусов по этой теории выступили в качестве субстрата, то есть подосновы формирования белорусской народности.
Балты, надо отметить, были народом необычным, ставшим в дальнейшем подосновой для формирования и некоторых других современных этносов. Речь здесь идет о некоторых индоевропейских народах, занимавших в те времена огромные территории земель в Восточной Европе.
Они говорили на более старом, праиндоевропейском языке, сильно отличавшимся от праславянского. Отличался от славян, как, впрочем, и от германцев, и их внешний облик. Они были среднего роста, имели, как правило, светлую кожу и светлые с пепельным оттенком волосы. Но во времена славянской экспансии балты в процессе ассимиляции утратили свой язык, культуру, национальное самосознание и без остатка растворились в племенах пришедших славян. В результате появились дреговичи, радимичи и кривичи.
Белорусы не балты
Тем не менее, в 2010 году, в одном из своих выступлений членкор Национальной академии наук Беларуси О. Давыденко рассказал, что сотрудники его лаборатории нехромосомной наследственности Института генетики в течение двух лет проводили работу по изучению этногеномики белорусского народа, в ходе которой было исследовано около тысячи проб ДНК коренных белорусов, проживающих в различных районах страны.
В результате этих исследований ученые пришли к однозначному выводу: белорусы не балты, а славяне, очень близкие по своему генетическому коду к русским и украинцам.
Это заявление вызвало, впрочем, в Беларуси большие споры…
Финно-угорская теория
Ее автором стал советский писатель Иван Ласков, утверждавший, что предками белорусов были финно-угры. Такое заключение он сделал на основании анализа названий белорусских водных объектов. Ласков считает, что многие из них, такие, например, как Двина или Свирь, относятся к древним финно-угорским гидронимам.
Но большинство ученых усомнились в правильности этой концепции, потому что древние финны, проживавшие когда-то на территории Беларуси, были ассимилированы не славянами, а древними балтами.
Смешались балты и славяне
Некоторую ясность в возникшее противоречие внесла член Европейской антропологической ассоциации (EAA) доктор биологических наук Инесса Саливон, которая считает, что происхождение белорусского народа нельзя относить только к балтам или славянам.
Если сравнить внешность белорусов, проживающих сегодня в Гродненской и Витебской областях, то можно увидеть их определенное сходство с жителями восточных областей Латвии и Литвы, большинство из которых высокие и крупно сложенные, что соответствует северным европеоидам.
А вот жители Брестской и Гомельской областей (Полесья) наоборот, в основном ниже среднего роста, с темными волосами и глазами, что ближе к южным европеоидам, потоком южной ветви древних славян.
Главный вывод, который делает И. Саливон – мигрировавшие славяне ассимилировали балтское население, что привело к формированию новой этнической общности. Но окончательно белорусский этнос сформировался в XIV—XVI веках и уже не на балтской, а на восточнославянской основе.
Племенная концепция происхождения народа
В начале 1900 годов среди белорусской национальной аристократии возникла теория, согласно которой предками белорусов считались представители одного из первых восточнославянских этнических сообществ, летописного племени кривичей, что породило, соответственно, кривичскую теорию происхождения белорусов.
Кривичи – одно из самых больших этнических племен, проживавших в лесной полосе Восточно-Европейской равнины, на территории современной Беларуси и северо-западных регионов центральной части России. Существуют артефакты, говорящие о возникновении кривичей как самостоятельного племени еще в VI веке.
Первые упоминания о них встречаются в летописях 856 г. Основными городами проживания кривичей были Полоцк, Смоленск и Изборск. Сторонники кривичской идеи считают, что далее произошла миксация кривичей с другими народами, в результате которой и произошли современные белорусы, литовцы и русские: кривичско-дреговичско-радимичская теория.
Древнерусская версия происхождения белорусов
Она была выдвинута по окончании Второй мировой войны советским этнографом, профессором С.А. Токаревым, который считал, что белорусы, равно как украинцы и русские, произошли от распавшейся единой древнерусской народности в XII—XIII веках.
Но против и этой теории выступил ряд ученых, включая профессора Седова, а также белорусского историка, профессора Г. Штыхова. Тем не менее, древнерусская концепция остаётся сегодня одной из наиболее распространённых версий происхождения белорусов.
Русь и Полоцк
В контексте этой темы стоит отметить, что из себя представлял на заре белорусской цивилизации город Полоцк. Он был заложен кривичами на берегу реки Полоты – притока Западной Двины. Развитие города шло быстрыми темпами, благодаря его удобному географическому положению на пересечении двух торговых путей: от Рижского залива через Киев к Черному морю и через верховья Западной Двины и Волги на Восток.
В древнерусской «Повести временных лет» (862г.) о Полоцке, равно как о Киеве и Новгороде, говорится как об одном из важнейших городов «империи Рюриковичей» 11 века. С конца IX века Полоцк находился в составе Древнерусского государства.
Полоцк в то время был одним из городов, власть в которых князь Олег отдавал своим наместникам. Но со смертью Олега влияние Киева на Полоцк существенно ослабло. В 972 году норвежский конунг Рогволод воспользовался изменением внешней политики Киевского княжества и утвердил свою власть среди полочан. Сев здесь на княжеский престол, он уже правил фактически единолично, а подчинение его великому князю Киевскому было весьма условным. Таким образом, Полоцк стал основой Полоцкого княжества под управлением династии независимых князей.
Два восточнославянских мира
В результате разрушительных набегов монголо-татар кроме Руси Московской образовалась вторая Русь: Литовская. Русь Московская была вынуждена поддерживать сотрудничество с татарами, поскольку находилась на границах их кочевий. А Великое княжество литовское и русское принимало под свое крыло всех, кто не хотел жить под гнетом татар.
Таким образом, обозначились два центра консолидации восточнославянских территорий. Первый центр – Москва, которая объединяла восточные земли в Московское княжество. Второй центр – Новогрудок и Вильно, которые объединяли западнорусские, белорусские и литовские земли, на основе которых Великое княжество литовское и сформировалось.
Тогда же, в XIII веке, в составе княжества начинается процесс становления белорусской народности, который продолжался около 4 веков.
Великое Княжество Литовское польское и русское
Возникшее в середине XIII в результате завоевания больших территорий восточноевропейских княжеств, это государство занимало одно их передовых мест в истории. Великий князь Литовский Гедимин и его сын Ольгерд смогли в течение всего нескольких десятков лет собрать в состав своего государства множество земель: княжества Друцкое, Витебское, Минское, Пинское, Туровское, Слуцкое, Брянское, Киевское, Черниговское и Волынь и другие.
Спасаясь от монгольского ига, многие князья искали защиту и добровольно присоединялись к этому новому, более сильному, государству. В итоге Великое княжество Литовское и Русское включало в себя земли от Черного моря на юге до Балтийского моря на северо-западе.
В XIV-XV веках оно было уже главным противником Московской Руси в установлении господствующего положения в Восточной Европе. Однако бесконечная череда войн с Москвой и периодические набеги монголо-татар подрывали экономическое и социальное благополучие Литовского княжества, и это заставляло литовских аристократов подписывать невыгодные для них унии с Польшей, все больше и больше усиливавшие их зависимость от Варшавы.
Критичным моментом для Литовского княжества стала Ливонская война (1558 г), грозившая потерей Литвой остатков своих земель. Это вынудило Великого князя литовского Сигизмунда II Августа подписать с Королевством Польским так называемую «Люблинскую унию» (1569 г.), результатом которой стало слияния Польши с Литвой и создание нового государства на европейской карте — Речи Посполитой (Rzeczpospolita, от латинского Res Publica).
Белорусы стали литвинами
Став подданными Великого княжества Литовского (польского и русского), предки современных белорусов стали называться литвинами. Но внутри княжества существовали две титульные нации – литвины и русины, и это было закреплено в 9-й статье третьего раздела Статута Великого княжества Литовского
Впервые название «белорусы» в отношении литвинов начало использоваться в XVII в. во время войн Московского государства с Речью Посполитой.
Усиление влияния Польши
на литовско-белорусских землях существенно возросло в XIII-XIV веках, с самого начала образования Великого княжества Литовского. Решающим фактором этого стала интеграция Польши и Литвы, возникшая после подписания Кревской унии, согласно которой Великий князь Литовский Ягайло, после бракосочетания с польской королевой Ядвигой, получал польский трон. При этом он должен был принять католическую веру, обратить в нее всех своих подданных, а также вернуть Польше отторгнутые у нее ранее земли.
В дальнейшем усиление польского влияния на литовско-белорусских территориях выражалось как в реформах, коснувшихся всех сфер жизни Великого Княжества Литовского, так и во все возрастающей военной поддержке. Во всех крупных городах княжества расположились военные гарнизоны поляков, а польские рыцари выступали на стороне литвинов во всех значимых военных сражениях.
За 200 лет, прошедшие после заключения Кревской унии, Польша плотно закрепила в княжестве свою культуру и свой язык. Так, за 75 лет, начиная с 1525 года (время, считающееся расцветом белорусской культуры в Великом княжестве Литовском), на белорусском языке было издано всего 50 книг. При этом 151 книга была издана на латинском, 114 – на польском и еще 9 на других языках. Всего – 324 книги. — Цифры говорят сами за себя.
Литвины сформировались в белорусов
Широко употреблять термин «белорусы», а точнее «белорусцы» вместо «литвины» начали в XVIII веке после падения Речи Посполитой и присоединения белорусских земель к Российской империи. С этого времени общепринятым названием этих земель стало «Белоруссия», или в форме национального самоназвания – «Беларусь».
Таким образом, основоположники польской и велкорусской концепции происхождения белорусской нации утверждали, что этнотерритория предков белорусов изначально была исключительно польской либо великорусской, аргументируя это тем, что у белорусов не было своего языка.
Впоследствии (в начале XX столетия) эта теория была опровергнута российским филологом-славистом, палеографом и этнографом Евфимием Карскиим, доказавшим индивидуальность белорусского наречия.
Белоруссия и Беларусь
После революции 1917 года появилось название Белоруссия, в различных интерпретациях — Белорусская народная республика, Социалистическая Советская Республика Белоруссия, Белорусская Социалистическая Советская Республика. И так было вплоть до 1991 года.
Осенью 1991 года после распада СССР был принят Закон РБ от 19.09.1991 No1085-XII, который вместе с провозглашением независимости БССР утвердил и новое ее название: Республика Беларусь.
Необходимость такого изменения объяснялась тем, что в соответствии с нормами международного права и, в частности, ООН, наименование страны должно писаться согласно правилам ее национального языка. А предыдущее название «Белоруссия» соответствует правилам русского языка.
При этом в России по старинке страну называют Белоруссией
что вызывает множество протестов со стороны самих беларусов. Сторонники прежнего названия утверждают, что в современном русском языке имеют право на существование оба названия – «Белоруссия» как официальное название страны и «Беларусь» как название неофициальное, употребляемое преимущественно в быту. Так —
- немцы, например, называют свою страну Дойчланд, в русском же языке она называется «Германия»;
- поляки свою республику называют Польска, а в русском – Польша;
- у финнов страна называется Суомии, а по-русски Финляндия;
- у французов столица их страны — «Пари», а в русском языке это «Париж».
Тем не менее, стоит отметить, что все эти страны не требовали транслитерировать их названия на свои национальные языки. А в ситуации с Беларусью все обстоит иначе. В законе No1085-XII имеется параграф, в котором прописана обязательная транслитерация названия страны на другие языки мира, включая русский.
Но, как бы то ни было, слово «Беларусь» постепенно становится частью и русской лексики, причем, не только на официальном, но и на бытовом уровне.
Мнение ученых об истории белорусской нации
Как мы видели выше, о том, кто такие белорусы, нет единого мнения до сих пор. Споры, где, как и когда возник белорусский этнос продолжаются. Некоторые белорусские историки отрицают древнерусскую теорию, называя Полоцкое княжество отдельным государством, от которого пошла Беларусь, и отказываются считать Полоцк частью Древнерусского государства. По их мнению, Древней Руси как единого целого, не было вообще, а были лишь отдельные Новгородское, Киевское и Полоцкое княжества, трансформировавшиеся в современные Россию, Украину и Беларусь.
Их оппоненты наоборот, доказывают общность российской и белорусской истории. Они согласны, что истоки белорусского народа нужно вести от Полоцка, но при этом уверены, что Древнерусское государство существовало и Полоцкое княжество в него, безусловно, входило.
И так далее — в том же духе, но с разными вариациями.
История и предыстория Белой Руси
Очевидно, что история белорусских земель богата и самобытна. В средние века эти территории назвали еще и просто «Белая Русь», однако единого мнения о происхождении этого названия также не существует.
Одни историки уверены, что Белой называли Русские земли, не попавшие под монголо-татарское иго и белый, значит, — свободный. Другие предполагают, что это название пошло от белых одежд, которые носили местные жители, и от светлого цвета их волос. Третьи уверены, что все дело в религиозном противопоставлении христианской (бело) и языческой (черной) Руси.
Но самая популярная теория связана со сторонами света и соответствующими им цветами – Чёрной (север), Червонной (юг) и Белой (запад) Руси
О Белой Руси встречаются упоминания
еще в произведениях XV–XVI веков. Основоположник белорусской национальной историографии М. Довнар-Запольский, занимавшийся исследованиями истоков и становления белорусской государственности, писал:
Трудно точно сказать, когда впервые прозвучало название белорусы. Уже начиная с середины XIV века в трудах прусских и польских авторов наша страна именуется Белоруссией, а великие князья литовские зовут ее Белой Русью. С XV века и в Москве уже величали жителей этих земель белорусами.
Но окончательно этноним белорусы был утвержден в Российской империи только в XVIII – XIX веках, в качестве одой из составляющих триединой общерусской народности, вместе с великороссами и малороссами.
Белорусы: 200 лет уничтожения нации, названия и истории
Сохранение белорусами своего государства как, впрочем, и сохранение самого белорусского народа многие историки называют не иначе как чудом. Особенно учитывая тот факт, что многие народы древней Европы, к примеру, пруссы или фракийцы, безвозвратно исчезли. В более позднее время та же участь постигла Эпирское царство и Королевство Гвинед, павших под напором более сильных соседей.
Печальный список исчезнувших народов могли пополнить и белорусы, которые в течение 200 лет после разделов Речи Посполитой, подвергались гонению и фактическому уничтожению.
Уничтожение культуры и ассимиляция белорусов
Риск лишиться своей этнической идентичности у белорусов как народа появился сразу после падения Речи Посполитой. В1795 году она прекратила свое существование как суверенное государство. 25 ноября 1795 года король Станислав Август Понятовский сложил свои полномочия, и управлять современными белорусскими землями стала российская императрица Екатерина II.
- Было создано Белорусское генерал-губернаторство, состоящее из Витебской и Могилевской губерний, а также Северо-Западного края, переименованное впоследствии в Белоруссию.
- В 1772 году, после ввода прусских и австрийских войск и, так называемого, первого раздела, к России отошла восточная часть Беларуси.
- В 1793 году в результате заключения мирного российско-прусского договора произошел второй раздел, в результате которого к России отошла центральная часть Беларуси.
- В 1795 году, после подавления восстания генерала Тадеуша Костюшко, произошел третий раздел и окончательная ликвидация государства под названием Речи Посполитая.
Таким образом, а в состав Российской Империи вошла вся территория Беларуси.
Уничтожение литвинской белорусской шляхты
Термин «шляхта» произошел от древневерхненемецкого «slahta» – род, либо нем. «schlacht» – сражение. Шляхтичами называли представителей высшего сословия, игравшего большую роль в политической жизни страны. Поэтому именно с уничтожения шляхты и началась «русификация» Беларуси.
Тысячи шляхетских семей были лишены почти всех своих прав, званий и привилегий. И чтобы хотя бы отчасти сохранить свое привилегированное положение и шляхетское звание, именующееся теперь на русский манер дворянским, шляхтичи должны были ездить в Петербург и доказывать на это свое право.
Многим шляхтичам это было не под силу и в итоге шляхетское сословие вместе с местным самоуправлением было ликвидировано.
Уничтожение самоназвания белорусов – литвины
Второй этап русификации был связан со сменой названия подданных Великого княжества Литовского. Вне зависимости от их этнической и конфессиональной принадлежности их называли прежде литвинами. Но после вхождения в Российскую Империю, белорусские земли стали называть Западная Россия.
По распоряжению Павла I была образована Белорусская губерния, впоследствии в 1802 г. получившая название «Белорусское генерал-губернаторство» и позднее – Белоруссия. В итоге название Западная Россия, которую не принимали литвины, ушло, как, впрочем, и название «литвины», а литвинские шляхтичи стали теперь просто белорусами.
Восстания литвинов-белорусов
В течение XIX века литвины предприняли два вооруженных восстания. Первое разгорелось осенью 1830 в Варшаве, и его целью было восстановление польской государственности. Этот мятеж затронул и западную часть белорусских территорий: в марте 1831 г. отряд белорусских крестьян обезоружил небольшую российскую военную команду в Витебской губернии. Еще несколько таких отрядов действовали в Гродненской и Минской губерниях. В итоге восстание было подавлено, а белорусские отряды распались.
Второе восстание (1863−64 гг) также началось в Царстве Польском, но белорусскую территорию на этот раз оно захватило уже в большей степени. Но и это народное выступление было подавлено, после чего на белорусских землях установился практически военный режим правления.
Религия и запрет белорусской церкви
В 1831 году крестьяне-белорусы (большинство из которых были униатами) получили статус государственных крестьян. А в 1839 г. решением Полоцкого церковного собора униатская церковь была ликвидирована, и порядка 1600 ее церковных приходов перешли под юрисдикцию Русской Православной Церкви.
Процесс перехода в другую религию длился вплоть до 1850-х годов, но до конца униатская идея не ушла из умов людей. И после принятия правительством декрета о веротерпимости (17 апреля 1905 года) начался массовый переход православных белорусов, бывших униатов, в католичество.
Сегодня Беларусь – многоконфессиональное государство. В стране существует 26 конфессий, и Конституция Республики гарантирует свободу вероисповедания. Традиционно в Беларуси существуют христианские (православие, католицизм, старообрядчество, протестантизм) и нехристианские (ислам, индуизм) конфессии. Согласно данным Института социологии Национальной академии наук Беларуси 81% респондентов относят себя к православным, около 9% к католикам, еще около 1% к протестантам.
Подъем белорусского национального самосознания в первой половине XX века
С началом капиталистической модернизации России (конец XIX – начало XX вв) процесс формирования белорусской нации и рост национального самосознания белорусов заметно усилились. Можно сказать, что к этому времени у белорусов сложились фундаментальные критерии своей национальной идеи:
- самостоятельность нации;
- особенность этнографии и традиционной культуры на основе наследия народной литературы;
- древняя история, связанная с борьбой за свое самостоятельное существование и развитие;
- самобытность национального языка, отражающая чаянья всего народа.
Особый вклад в формирование этой национальной идеи внес классик белорусской литературы Янка Купала, четко и ясно сформировавший ее еще в 1905 году фразой: «Мы — беларусы». Это целое мировоззрение, озвученное Я. Купалой в стихотворении «А хто там ідзе?», на долгие годы стало основой национального самосознания белорусов.
Итоги исчезновения национальной самоидентичности и белорусского языка
С момента прекращения существования Великого княжества Литовского и до сегодняшних дней и сам белорусский народ, и его национальная идея понесли большие потери.
Это и исчезновение литвинской шляхты как сословия, уничтожение самоназвания белорусов – литвинов, запрет белорусской униатской церкви и, пожалуй, главная потеря – исчезновение белорусского языка.
Отсутствие у народа собственного языка – это серьезное испытание для национальной идентичности любого этноса, а белорусский язык на сегодняшний день является по факту исчезающим. В самой Беларуси он практически не используется, а за ее пределами о существовании такого языка вообще мало кто знает. В белорусском обществе эта проблема стоит особенно остро.
Так, если в 1999 году белорусский язык как родной назвали 85,6 % людей, считающих себя белорусами, то в 2009 г. – только 60,8%. При этом в повседневной жизни разрыв между этими цифрами еще значительнее. Если, скажем, в 1999 году на белорусском языке в повседневном бытовом обиходе разговаривали (или пытались разговаривать) 41,3% белорусов, то в 2009 – всего 26%.
Белорусский язык или беларуская мова
Сегодня — это государственный язык Республики Беларусь, используемый наравне с русским. Он относится к восточнославянскому языку славянской ветви индоевропейских языков. Во времена Великого княжества Литовского белорусский язык начал свое самостоятельное формирование с выделения его из старославянского. Старобелорусский был признан в Великом Княжестве Литовском официальным языком, на котором велась как вся официальная, так и частная переписка.
Но после объединения княжества Литовского с Польским Королевством и образованием Речи Посполитой официальным языком в Белоруссии стал польский, а старобелорусский был упразднен и остался в обиходе лишь крестьянского населения (что, впрочем, продолжается и до сих пор).
После октябрьской революции 1917 г.
белорусский язык был признан государственным, и его начали использовать в официальных документах. Хотя о том, сколько это продолжалось и сохранились ли на тот момент какие-то унифицированные литературные правила у белорусского языка — говорить сегодня трудно.
Существовало несколько попыток создать единую белорусскую грамматику, и продолжались они вплоть до распада Советского Союза. Примечателен тот факт, что основная белорусская государственная газета в тридцатые-сороковые годы прошлого уже века издавалась не на белорусском языке, а на идише и эти ее экземпляры можно увидеть в архивах и сегодня.
Тем не менее, белорусский язык богат своими диалектами. В его литературной части насчитывается около 250 – 500 тысяч слов, а в диалектной – около двух миллионов. Но сегодня об этом уже мало кто знает…
Советское и постсоветское время в Белоруссии
Белорусская Советская Социалистическая Республика, как известно, была создана 1 января 1919 года. Произошло это в Смоленске, на VI конференции организаций РСДРП(б) Северо-Западной области России, где был подписан соответствующий Манифест Временного рабоче-крестьянского советского правительства Белоруссии.
«С сегодняшнего дня становитесь и вы свободными и полноправными хозяевами свободной, независимой Белорусской Социалистической Советской Республики», – говорилось в манифесте.
Но тогда речь еще не шла о признании белорусов самостоятельной нацией, следовательно, принцип самоопределения на них не распространялся. Декларация о провозглашении независимости БССР была принята позже, 31 июля 1920 года в Минске на торжественном заседании Военно-революционного комитета. В ней указывалось, что БССР — есть независимое советское государство.
Но просуществовала БССР недолго
На первом съезде Советов БССР, прошедшем в Минске в первых числах февраля 1919 года, была принята первая Конституция БССР, был избран ЦИК, а также утверждено предложение ЦК РКП(б) о необходимости объединения БССР и Литовской ССР, для создания Литовско-Белорусской ССР в качестве буферного государства из-за угрозы польской оккупации Беларуси и Литвы.
В 1921 году по итогам Русско-польской войны подписывается Рижское мирное соглашение, в соответствии с которым западная часть белорусской территории перешла к Польше, а в БССР осталось всего 6 уездов Минской губернии. Поэтому идея Ленина о создании равноправного союза всех советских республик получила положительный отзыв в Белоруссии, и на IV съезде Советов БССР в декабре 1922 г предложение о формировании СССР было поддержано.
Вхождение Белоруссии в состав Советского Союза
давало Белорусской республике определенные надежды на увеличение своей сильной сократившейся территории. И эти надежды, надо сказать, со временем оправдались. Так, весной 1924 года постановлением Всесоюзного ЦИК ей было возвращено 15 уездов и отдельных волостей Витебской, Смоленской и Гомельской губерний, благодаря чему территория БССР увеличилась более чем в два раза.
После начала Второй Мировой Войны и захвата немецкими войсками польской территории состоялся так называемый «Польский поход» Красной Армии на отданные полякам по Рижскому договору земли. В результате этой операции территория Западной Белоруссии перешла под контроль Красной Армии и в 1939 году также вошла в состав БССР.
Великая Отечественная Война началась для СССР именно с белорусской территории
22 июня 1941 года немецкие войска вторглись в Брестскую область, где на их пути встала Брестская Крепость, защитники которой героически сдерживали солдат вермахта на протяжении шести недель. Но, несмотря на отчаянное сопротивление Красной Армии, к концу сентября 1941 года фашистам удалось захватить всю территорию республики. Начались жестоки расправы и убийства мирных жителей. В Белоруссии началось активное партизанское движение, ставшее крупнейшим в Европе.
В июле 1944 года в итоге проведенной Красной Армией операции «Багратион», БССР была освобождена от фашистов. За годы войны Беларусь понесла одни из самых тяжелых потерь в СССР. Но вклад, который внесли беларусы в победу над гитлеровской Германией, не остался незамеченным и был по достоинству оценен мировым сообществом. 27 апреля 1945 года Белорусская ССР стала членом-основателем Организации Объединенных Наций.
После распада СССР
В результате так называемого «Парада суверенитетов» все бывшие союзные республики приняли декларации о суверенитете. 27 июля 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете БССР, а 19 сентября 1991 БССР была переименована в Республику Беларусь.
Подписав в декабре того же года Беловежские соглашения, Беларусь совместно с Россией и Украиной выступила организатором нового «субъекта международного права» – Содружества Независимых Государств.
Продолжение темы читайте ЗДЕСЬ