Алеуты как народ: северная языковая семья, утратившая свой язык
Алеуты — одна из коренных народностей крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Их численность сегодня катастрофически снижается. Это происходит в результате неизбежной и довольно быстрой их ассимиляции: известно, что таким образом с лица земли исчезают целые уникальные этносы.
Тем не менее, народ алеутов старается, насколько это возможно, сберечь свою культуру, многовековые устои и обычаи, хранящие в себе множество загадок и тайн, интересных и поучительных, не утративших для людей своей значимости и до сих пор.
Содержание:
История и происхождение народа
Известно, что алеуты, относящиеся к арктической расе, обитали и обитают на Аляске уже более 9 тысяч лет. Эти коренные жители отличаются светлым цветом кожи в отличие от более смуглых эскимосов и чукчей.
Тем не менее, — существует две гипотезы происхождения алеутской народности. Одна утверждает, что их родина – Аляска, вторая же доказывает, что народ этот пришел с северо-восточного азиатского побережья.
Генетические исследования показали, что алеуты – родственники уроженцев Азии: чукчей и эскимосов, а с аборигенами Камчатки и Аляски у них почти ничего общего нет.
Отдельные характерные черты культуры и предметы обихода позволяют соотнести алеутов с ительменами и коряками. Но большинство этнографов полагают, что истоки происхождения алеутов можно отыскать в северо-восточной части Азии.
Изучать эту народность начали в 1741 г., с момента открытия Алеутских островов Великой Северной экспедицией под управлением Беринга и Чирикова.
В следующее десятилетие, когда русские коммерсанты высаживались на землю алеутов с торговых судов, коренные жители вели себя по отношению к пришельцам довольно агрессивно: внезапно нападали на незнакомцев и вступали с ними в борьбу, пытаясь не допустить их на свою территорию.
В 1763-1765 годах произошел бунт алеутов на Лисьих островах, спровоцированный жестокостью промышленников при сборе ясака (особый вид натурального налога, уплачиваемого преимущественно пушниной). Это случилось после избиения сына вождя. В алеутском мятеже пострадало много моряков и коммерсантов. Восстание было подавлено, алеутские поселения на острове Умнак были уничтожены. В результате этой карательной операции — а выглядели события именно таким образом, — было убито от 3 до 5 тысяч алеутов.
Расселение, места проживания и численность алеутов
Российская часть земли алеутов — Командорские острова, входящие в состав российского Камчатского края, где представителей этой национальности насчитывается около 500 человек. На Алеутских островах, принадлежащих Северной Америке, сегодня проживает порядка 2000 носителей алеутского языка. Также современные алеуты населяют острова Шумагина, Прибылова и некоторые другие.
150 лет назад численность этих коренных жителей составляла около 15 тысяч человек. Народность входит в Единый список малочисленных народов РФ. Тем не менее, у алеутов есть собственный язык, состоящий из нескольких диалектов. Считается, что это один из древнейших эскимосских говоров, возникших примерно 3 или 4 тысячелетия назад.
К сожалению, исконное, древнее наречие этой народности постепенно исчезает. Осталось буквально несколько пожилых людей, говорящих на одном из местных языков. Большая же часть алеутского населения давно уже говорит по-русски или, как алеуты США — по-английски.
Интересно, что само название алеуты русского происхождения и было получено ими после открытия Берингом Алеутских островов. Впервые в документах это слово упоминается в 1747 году.
Впрочем, ученые до сих пор спорят относительно его возникновения. По одной теории оно переводится с алеутского языка как «команда, община». Другое предположение утверждает, что на чукотско-корякском оно означает «с ободом на голове». Особенностью алеутов было ношение ими в древности головного убора в виде деревянного обруча.
Третья гипотеза, которая выглядит наиболее доказательной, предполагает образование этнонима алеут от чукотского слова «алиут», что в переводе означает «островитяне».
Любопытно, что существует и так называемое самоназвание алеутов: унанган: этим словом жители островов назвали себя сами, ассоциируя, по-видимому, свой народ с непотопляемостью лодки-плоскодонки, обтянутой кожей нерпы. На отдельных островах есть и другие названия жителей этой большой монголоидной расы.
Алеуты под управлением РАК
В 1799 г. Алеутские острова и примыкающие территории Аляски перешли под управление Российско-Американской компании. С 1826 г. она начала освоение необитаемых Командоров и приступила к переселению туда рабочих-алеутов, которые позже смешались с европейцами и русскими жителями этих мест.
Компания планировала использовать алеутов в роли охотников на каланов и морских котиков, чей мех приносил хорошую прибыль. Официальный статус местных жителей был равнозначен положению инородцев, обязанных уплачивать в казну ясак (особый вид натурального налога, уплачиваемого преимущественно пушниной). Из местных же назначали приказчиков и байдарщиков на дальних островах.
В 1812-м году русскими колонистами и алеутами в американской Калифорнии, недалеко от Сан-Франциско, была основана крепость Форт-Росс (Fort Ross). Интересно, что существует она там до сих пор и похожа на обычную русскую деревню, но уже — как историческое свидетельство неких неосуществленных намерений… (Такой же русский форпост встречался мне и на Гавайских островах).
В то время калифорнийский Форт Росс имел монополию на торговлю и даже на колонизацию всей Северной Америки, и проживали здесь русские семьи вместе с алеутами. Местные индейцы именовали алеутов подводными людьми из-за низкой посадки их каяков.
В 1835 г. в американской зоне РАК произошла вспышка оспы. От нее погибло более 3 тысяч человек, которым не успели сделать прививку. А через некоторое время, в 1867 г. Аляска вместе с Алеутскими островами была продана США.
Антропологический тип и этногенез народа
С точки зрения антропологии алеутов можно разделить на категории, различные по их антропологическим, лингвистическим и этнографическим признакам. Это обусловлено островным типом расселения этой народности. Так, по территориальному признаку алеуты делятся на:
- восточных, обитающих на Аляске и Лисьих островах;
- центральных, живущих на Андреевских островах;
- западных, проживающих на Ближних и Крысьих островах.
Кроме этой классификации, существует и более мелкое деление народа на островные группы, каждая из которых имеет собственное название: сасигнан, намигун, акугун и другие. Что касается жителей Командорских островов, то они составляют своеобразные этнические группировки с определенными их типичными физическими характеристиками: беринговскую и медновскую.
Антропологически алеуты относятся к арктической расе, но занимают в ней исключительное место из-за своего островного положения. В чертах их лиц заметна и европеоидная примесь.
На ранней стадии развития алеуты были связаны с эскимосами, разделение с которыми состоялось около 2-6 тысяч лет до н.э. Этот факт доказывает различие лексики, связанной с морским и зверобойным промыслом. Специфические черты алеутской внешности сформировались также в результате их островной изоляции с приспособлением людей к местным условиям, а также в результате смешения их с русским населением: креолы составляют здесь от 30 до 90 % общей численности населения.
Алеутская идентичность: внешность
Сотрудник РАК К. Хлебников в своих «Записках» оставил ценные этнографические сведения об истории и культуре алеутов, в частности, об одежде и внешнем виде аборигенов, написанные в довольно доброжелательном ключе.
Характеризуя обитателей острова Кадьяк, исследователь пишет, что эти люди
среднего роста, заурядного пропорционального телосложения, черноглазые. Аборигены обладают жесткими черными прямыми волосами, часто заплетенными в косы или зачесанными в пучок, а впереди подстриженными до бровей.
Особенность алеутских мужчин и женщин – проколотые носы, в которые вставляют костяные палочки, а губы украшают стеклянными вставками. Как вариант, для украшения используется и поделочный камень: яшма, нефрит, алебастр. В ушах алеуты обоих полов носят серьги из бисера. У женщин популярно нанесение на лоб, подбородок и шею татуировки.
Уклад жизни и быт
Раньше алеуты жили племенами, состоявшими из родовых общин. У каждого клана был свой выборный или наследственный глава – тоён, который отвечал за:
- политические отношения и торговые связи;
- судебные разбирательства;
- наблюдение за угодьями и лежбищами морских животных.
Управление делами родовой общины находилось в руках совета старейшин.
Надо отметить, что в своей социальной жизни алеутский народ на заре своего существования был весьма воинственен. У этого одного из немногих, впрочем, северных этносов, даже существовало рабство. Нападая на соседей, алеутские воины забирали в плен покоренных ими жителей и превращали их в своих рабов.
Рабы выполняли хозяйственные работы, принимали участие в вооруженных конфликтах. Свободу им давали в награду за смелость и добросовестный труд.
После того, как островами стала управлять РАК, рабство отменили, и тоёны стали выполнять функции представителей компании.
Супружеские отношения
Они у алеутов в старину были довольно свободными. Практиковалась коллективная их форма между группами партнеров, допускались также и родственные брачные союзы. И у мужчин, и у женщин было принято многобрачие, повсеместно встречалась традиция гостевого гетеризма: когда гость имел право «арендовать» жену алеута — и это считалось нормой и одной из форм народного гостеприимства.
С приходом в эти места христианства и распадом традиционных алеутских общин были ликвидированы многие традиции, и, в первую очередь, некоторые семейные: выкуп невесты и традиции отработки за жену. (Чего не скажешь о возможности ее «гостевой аренды»).
Традиционное жилище
Свои поселения жители располагали обычно на берегу моря, в речных устьях, на возвышенной открытой местности: так легче можно было следить за передвижением добычи и наступлением недругов. Деревня обычно состояла из пары или двух пар земляных жилищ, которые назывались улягамы.
Их строили из выловленных в море деревьев, укрывая верх кожами морских и наземных животных, травой и сухостоем. В навесе делали квадратные люки, служившие дверью. В помещение люди спускались по засечкам на столбе. Около стен располагали лежанки, под которыми хранили вещи.
В таком помещении жили могло жить от одного до четырех десятков семей, отделявших свои места самодельными ширмами.
В летнее время алеуты переходили в отдельные облегченные строения. В ХIХ столетии жилища стали удобнее: стены начали возводить из досок, устраивали печки, сверху оставляли амбразуры для освещения, а вход делали сбоку.
Вторым жилищем считалась для алеута байдара, специальная промысловая лодка.
Что едят алеуты
Рацион островитян включает жареное, отварное и сырое мясо морских животных, рыбы и птиц. Разнообразят местные блюда водяные и дикие растения. В условиях сурового климата важно было уметь запасать продукты на зиму: отсюда появилось вяленое мясо рыбы или северного оленя — юкола. Замороженное мясо можно было также хранить продолжительное время. В китовом жире, который запасался заранее, мясо также и консервировали.
Орудия охоты и труда
Алеуты охотились на оленей карибу и медведей, промышляли тюленей, морских котиков, моржей, нерпу. В море на лодках они подстреливали китов смоченными ядом гарпунами. Рыбу ловили на крючок снастями из водных растений, для речных обитателей готовили ловушки, сплетенные из китовых жил.
Пернатых промышляли сачками, сетями, копьями. Использовали также и метательные орудия, состоящие из пучка ремней с привязанными к ним грузилами. Пернатые запутывались в этой брошенной в них снасти.
Алеутские мужчины мастерили также и каменные орудия труда (тесаки, ножи), наконечники для пик и стрел, дротики с наконечниками из кости.
Байдарка алеута
Существенное значение в рыбной ловле островитян имела байдарка – плоскодонная лодка с остовом из дерева, покрытым шкурой нерпы или сивуча.
Решетчатый гибкий каркас такой лодки, скрепленный китовым усом, не гнулся и не ломался от ударов морской стихии. Байдара, как ее еще называли, беззвучно плавала по воде со скоростью 10 км/час и могла нести груз до 300 кг.
Использовались также кожаные каяки – закрытые лодки с двухлопастным веслом и отверстием для посадки охотника.
Культура и письменность северных народов
За долгие годы алеуты создали свою самобытную культуру. Их охотничьи принадлежности, маски, головные уборы представляют собой модели декоративного народного искусства. Деревянные части инструментов они декорировали причудливой резьбой. Головные уборы расшивали бусинами и бисером, птичьими перьями, раскрашивали цветными красками. Мотивы алеутской живописи в чем-то сходны с эскимосской росписью.
Оленьи волосы служили им для создания необычных орнаментов в особой уникальной технике. Из ячменных и гороховых стеблей плелись коврики, циновки, корзины, дождевики.
В обычаях сохранились и древние сидячие танцы алеутов, где инсценировались эпизоды из их прошлого. Шаманы в ритуальных масках исполняли культовые пляски с магическими жестами, вызывая духов и души мертвых. Во время обрядов происходило перевоплощение древних алеутов в тотемных животных, артистично стилизующих их жесты.
Что касается письменности, то в ней можно выделить четыре этапа:
- 19-20вв — на основе кириллицы;
- 30-е годы — в СССР была попытка перевести ее в латиницу;
- c начала 1980-х г. — новое возвращение в кириллицу.
Впервые алеутский языковой материал был зафиксирован в английской рукописи морского офицера Джона Кинга в 1778 г; а в 1968 г. на американской Аляске, с разрешением здесь преподавания языка коренного народа, появился латинский алеутский алфавит.
Одежда и украшения
Гардероб алеутов по покрою и декоративности был универсальным для обоих полов. По традиции зимой они носили длинные закрытые парки из шкур котиков, каланов, птиц. Сверху натягивали водонепроницаемую камлейку из внутренностей морских обитателей. Рукава и капюшон стягивали крепкими веревками. Нарядную одежду алеуты щедро декорировали кантами и расшитой тесьмой.
Промысловики, чтобы защитить себя от влаги, носили плащи, сплетенные из травы, штаны из шкур сивучей и торбаса – высокие сапоги из кожи морских животных, не пропускающие воду. Летом часто использовали старое зимнее одеяние, но изготавливали и новое — из птичьих шкурок и внутренностей морских зверьков. Нательное белье носить было не принято.
На охоту поверх капюшона надевали деревянные шапки с большими козырьками, щедро украшенные резьбой, росписью и перьями. Число вставленных сбоку сивучьих усов указывало на охотничий статус мужчины. По праздникам надевали обычно кожаные головные уборы и повязки, украшенные орнаментом. Женщины дополняли образ костяными и каменными украшениями, всевозможными подвесками и браслетами.
Праздники и обряды
Основное торжество у алеутов – это празднование зимнего солнцеворота, во время которого раздавались подарки, устраивались танцы, инсценировали мифологические сюжеты.
Накануне охоты проводились специальные обряды, сопровождаемые пением и плясками под бубен; показывали сценки, используя специальные маски и ритуальные головные уборы.
Похороны: обряд погребения
Знать и вождей алеуты предавали вечному упокоению совместно с рабами в подземельях, вход в которые отмечали особой расписанной каменной стелой. Тела умерших помещали в корзины и прикрепляли к двум столбам.
Интересно, что древние алеуты умели бальзамировать усопших. Вместе с ними в усыпальницы складывали принадлежавшее им оружие, личные вещи и ритуальные маски.
Фольклорное искусство
Алеутский народ создал множество оригинальных произведений фольклора: песни, исторические сказания, в которых во время празднеств под звуки бубнов славились ловкость людей в плавании на лодках, а также героические деяния предков.
Были популярны и предания о возникновении племен, о поединках с великанами, о перекочевке людей на новое место жительства.
Религия и верования
Традиционно алеуты веровали в одушевленность природы и вещей. Они поклонялись душам своих прародителей. Их каменные, костяные и деревянные изображения переходили по наследству как персональные обереги, и вера их называлась анимизм.
Духов-покровителей символизировали ритуальные маски из дерева, используемые в обрядовых плясках. С анимизмом связана и вера в общение с умершими местных чародеев, которые во время обрядов надевали костюм, напоминающий птицу. Промысловая ворожба заключалась в ритуалах вызова животных и в талисманах, охранявших охотника.
В XVIII в., под влиянием промышленников РАК, алеуты перешли в православную веру. Религиозные книги были переведены на наречие аборигенов, службы проходили теперь на обоих языках. Одного из островитян – Петра Алеута – РПЦ причислила к лику мучеников. Будущий митрополит Московский святитель Иннокентий за 10 лет пребывания среди алеутов не только их крестил, но и организовал школьное обучение детей и профессиональное образование взрослых, подготовив своих преемников.
Первые контакты с русскими
Раннее соприкосновение с русскими промышленниками причинило алеутам много несчастий. Некоторые моряки не гнушались ограблений и обмана туземцев, что спровоцировало естественный отпор со стороны последних. В результате между русскими и алеутами часто происходили вооруженные столкновения.
Впоследствии боевые конфликты закончились. Проблема была улажена, нормальные отношения между народами восстановлены. Начали строить поселения, а в них— школы для алеутских детей. Жителей, в результате, научили пользоваться всеми благами цивилизации. Правда, результаты этой науки спорные… Но не будем о грустном.
Алеуты в России
В ХХ столетии власти решили заняться возрождением численности народности алеутов, уменьшившейся за годы их колонизации, а также их культуры. На правительственном уровне был создан национальный округ, обеспечено участие алеутов в административной деятельности.
Началось возобновление хозяйственной и экономической практики в этих местах, обучение коренных народностей различным современным профессиям. Благодаря этим мерам, численность островитян стала заметно увеличиваться, однако многие местные жители стали ассимилироваться с русскими.
Возникла угроза утраты родного языка и национальных традиций. Сейчас специальная программа ООН Хабитат пытается этому противостоять и содействует устойчивому развитию традиционных национальных населенных пунктов со всеми присущими им уникальными историческими особенностями.